Польза открытости
Автор публикации: Михаил Зырянов
Какую пользу получат государственные учреждения и органы власти, перейдя на платформы ПО с открытым кодом и основанные на них решения? Перевесит ли эта польза затраты, связанные с переходом? Вот что считают эксперты.
Алексей Новодворский, заместитель генерального директора компании ALT Linux:
Самый весомый экономический эффект получат органы муниципального самоуправления и подразделения органов государственной власти от внедрения типовых комплексных (сервер и рабочие станции) СПО-решений, использующих в том числе тиражное проприетарное ПО отечественных производителей. Тысячи и тысячи внедрений, при нулевой стоимости лицензий, окупят внедрение и поддержку. И это уже видно по результатам пилотного внедрения СПО в российских школах в 2007—2008 годах.
Локализация свободных программ уже сейчас на достаточно высоком уровне, а вот разработка систем с простым интерфейсом (чтобы свести к минимуму переучивание персонала), поддерживающим Windows, действительно нужна. Такая работа сейчас активно ведется.
Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус»:
Главная польза для госсектора — полный контроль над составом и функционированием программного решения, а следовательно, безопасность. Оправдаются ли затраты, связанные с переходом на платформы ПО с открытым кодом, однозначно сказать невозможно. Выбор альтернативной платформы влечет за собой затраты не только на приобретение ПО, но и на внедрение, поддержку, доработку, содержание специалистов и т.д. Для оценки эффективности перехода нужно рассматривать каждый конкретный случай.
Сергей Попов, директор по развитию Linux XP компании SafeLine:
Преимущества открытого ПО, созданного именно отечественными разработчиками, очевидны: нулевая или минимальная стоимость лицензий; меньше требований к аппаратной части инфраструктуры, высокая степень информационной безопасности и надежности; за счет близости разработчика программные продукты могут быть доработаны под конкретные нужды госзаказчика в максимально сжатые сроки; отсутствует технологическая дискриминация граждан в связи с прекращением навязывания ПО единственного производителя. Кроме того, использование ПО с открытым кодом, разработанного российскими компаниями, позволит стимулировать национальную экономику в области ИТ и будет способствовать глобальной экономии бюджетных средств на поддержание ИТ-инфраструктуры в госучреждениях.
Для определения целесообразности миграции необходим количественный и качественный анализ всех статей расходов и доходов, связанных с заменой ПО в конкретной информационной сети. Многие отечественные разработчики прикладывают максимум усилий, чтобы сделать процесс миграции максимально комфортным и безболезненным.
Дмитрий Калаев, заместитель генерального директора компании Naumen:
Переход на СПО позволяет органам государственной власти снизить затраты на тиражирование решений. Стоимость создания типового решения мало зависит от того, на основе какого ПО создается это решение — коммерческого или свободного, и определяется в первую очередь спецификой проекта. В ряде случаев переход на СПО может оказаться невозможным из-за отсутствия на рынке свободных аналогов проприетарных решений или недостатка у них требуемой функциональности, но в целом это относится к достаточно узкому классу задач.
В первые два года затраты на подготовку специалистов, скорее всего, превысят экономию, однако стоит учесть следующие факторы. Во-первых, это вложение в интеллектуальный капитал России. Во-вторых, де-факто многие органы власти в рамках сжатых бюджетов переходят или уже перешли на СПО и подготовили своих специалистов. В-третьих, по окончании переобучения специалистов эффект станет очень весомым, и на отрезке трех-пяти лет использование СПО становится более экономичным, чем использование проприетарного ПО.
Статья дана в сокращении. С полной версией можно ознакомиться на сайте издания «Открытые системы» по адресу: http://www.osp.ru/cio/2009/07/9333020/