Не перегибаем ли мы палку с электронными аукционами?

11 марта 2010

PCWeek/Re, новости, 9 марта 2010 года

Автор: Владимир Митин

 

 

Как известно, в целях усиления борьбы с коррупцией с 1 января 2010 г. все федеральные ведомства должны начать закупать через специально аккредитованные электронные площадки товары и услуги, утвержденные распоряжением Правительства РФ № 1996-р от 17 декабря 2009 г. С 1 июля 2010 г. этот список расширится. Данная инициатива затрагивает и ИТ-рынок. Ведь в распоряжении Правительства РФ № 1996-р в соответствующем списке товаров и услуг среди прочего значатся “канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника”, а также “услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования”.

 

С 1 января 2011 г. на электронных площадках будут также размещаться все региональные и муниципальные заказы. Предполагается, что работа данных электронных торговых площадок станет осуществляться в строгом соответствии с федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, в том числе и с “Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд”, как его составной части.

 

По мнению ФАС России, электронные аукционы, исключающие личные контакты между органами власти и поставщиками на стадии размещения заказа, выведут государственный и муниципальный заказ на качественно новый уровень. Однако на практике в связи с запуском электронных аукционов как у заказчиков, так и у поставщиков возникает много практических вопросов. К некоторым из них привлекается внимание даже президента страны Дмитрия Медведева. ФАС России утверждает, что в 2010 г. политика ведомства будет нацелена на разъяснение норм закона и процедур электронных торгов как для заказчиков, так и для поставщиков с использованием всех доступных способов донесения информации до граждан: с помощью сайта ведомства, пресс-конференций и публикаций в средствах массовой информации, участия представителей ФАС России в специализированных конференциях и круглых столах и т. д.

 

В ФАС понимают, что для полноценного перехода к электронным государственным закупкам предстоит приложить еще немало усилий. “Требуется переосмыслить под новым углом зрения все аспекты конкурсных закупок: скорректировать действующее законодательство, принять ряд организационных мер, а также спроектировать и реализовать средства программной поддержки”, — сказал начальник управления ФАС России Михаил Евраев. Он подчеркивает ряд важных нововведений, направленных на обеспечение прозрачности процедур госзакупок через электронные аукционы, сокращение трудовых и финансовых затрат для заказчиков участников аукционов. В частности, вводится так называемая бинарная система, которая позволит участникам избежать составления полного описания товара или услуги, если она полностью соответствует требованиям заказчика.

 

Михаил Евраев отмечает, что с 2006 г. количество жалоб в сфере госзаказа, поступающих ежегодно в антимонопольные органы, увеличилось многократно. Так, в 2009 г. поступило почти 28 тыс. подобных жалоб, половина из них была обоснованна. Вместе с тем г-н Евраев считает, что система электронных аукционов является требованием времени и приведет к существенной экономии трудовых, финансовых и других ресурсов.

 

Однако не все участники ИТ-рынка это мнение полностью разделяют. “Я не понимаю, как можно разыгрывать в ходе аукционов сложное оборудование — например, защищенные компьютеры, представляющие собой программно-технические комплексы различной степени сложности, — заметил президент Национальной компьютерной корпорации (он же — президент группы компаний “Аквариус”) Александр Калинин. — Да, на этих аукционах можно разыгрывать мониторы, принтеры и другие типовые устройства, которые у разных производителей по техническим характеристикам не сильно отличаются друг от друга. В то же время я не считаю, что постановления органов власти о поставках оборудования для федеральных и региональных структур исключительно посредством электронных аукционов нужно отменять ещё до вступления их в силу. Когда в результате этих аукционов наберется 20—30 случаев поставки некачественной техники по непонятным ценам, то жизнь сама все расставит по своим местам. Правильность или неправильность многих постановлений нельзя доказать теоретически. Здесь главный критерий истинности — практика. Все познается на опыте. Для большинства нововведений можно провести аналогию с маятником: под внешним воздействием он сначала качается в одну сторону, затем в другую. И так далее, пока не обретет некую точку равновесия, которая “всех устраивает»”.

 

Вызывает некоторое сомнение и целесообразность ограничения количества электронных площадок, допущенных к организации электронных конкурсов и аукционов в рамках обеспечения государственных закупок. Перечень данных площадок (в количестве пяти штук) был утвержден 19 января 2010 г. на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы (Протокол Комиссии № 95 от 19.01.2010). При этом комиссия руководствовалась результатами конкурса, проведенного Минэкономразвития. У многих участников ИТ-рынка итоги этого конкурса вызывают, мягко говоря, недоумение. Но это тема отдельного разговора.

Еще новости по тегам:
Еще новости по тегам:
Предыдущая новость
Следующая новость