Гости редакции PC Magazine/RE - Владимир Шибанов
Вопрос: Соответствует ли стереотип «отверточной» сборки действительности? В чем состоит «производство» в вашем случае и что вы вкладываете в этот термин, помимо сборки?
В мире уже давно существует специализация: даже крупные международные изготовители закупают компоненты для своих ПК и серверов у специализированных изготовителей комплектующих. Ни одна компания не способна самостоятельно производить все — от гайки до жесткого диска. Создание полностью автономного снабжения комплектующими экономически нецелесообразно: кроме чрезмерно диверсифицированного производства, пришлось бы содержать огромную научную лабораторию, вести исследования в разных областях ИТ. Нет необходимости «изобретать свой велосипед», более дорогой и неудобный, когда можно воспользоваться разработками профессионалов с узкой специализацией, досконально разбирающихся в своей области.
Называя себя изготовителем, а не сборщиком, «Аквариус» вкладывает в это понятие высокое качество продукции, продуманные конфигурации, собственные разработки и решения и гарантированную сервисную поддержку. Целесообразность такого пути развития очевидна: сложно расширить круг своих клиентов и занять сколько-нибудь существенную долю рынка, оставаясь отверточным сборщиком.
Вопрос: Целесообразно ли в России заниматься производством, выходящим за рамки «отверточного»? Что вас заставляет развивать это направление?
В такой ситуации задача изготовителя, как мы ее видим, состоит в том, чтобы обеспечить наиболее высокое качество готовой продукции. Мы считаем, что ответственность за качество несут в первую очередь авторы готового решения, поэтому «Аквариус» на своих производствах практикует 100%-ный входной контроль комплектующих и обязательное тестирование готовой продукции. Кроме того, качество работы компьютера зависит от сбалансированности и продуманности его конфигурации. Именно поэтому наша компания инвестирует 10% дохода в научные исследования и разработку новых моделей. Прежде чем начать производство нового компьютера, сервера или ноутбука, специалисты научно-технического центра «Аквариус» проводят отбор оптимальных компонентов, тестируют их на совместимость и проектируют конфигурацию, обеспечивающую максимальную производительность и отказоустойчивость готового продукта.
Еще одно немаловажное отличие настоящего изготовителя от простого сборщика состоит в способности обеспечить своих клиентов не просто продуктами, а специализированными комплексными решениями на основе этих продуктов. Инженеры «Аквариуса» создали целый ряд таких решений — как отраслевых, так и горизонтальных. К ним можно отнести, например, недавно объявленный мобильный класс AquaCart, программно-аппаратные решения на базе «тонких клиентов», решения для защиты конфиденциальной информации и т. д. Для производителя большое значение имеет и наличие своих сервисных центров с большим территориальным охватом.
Вопрос: Радости и трудности жизни российского производителя. Какие сложности приходится преодолевать, с какими трудностями он сталкивается?
Основная сложность состоит в том, что рынок все еще воспринимает российских изготовителей как сборщиков. Потребитель ожидает низкой цены, не всегда отдавая себе отчет в том, что затраты крупного производителя существенно выше — он должен обеспечивать качество продукции, содержать штат инженеров-разработчиков, развивать сервисные центры и т. д. Накладные расходы «сборщиков» минимальны, но и качество их продукции оставляет желать лучшего, а дополнительные услуги, как правило, вообще отсутствуют.
Вместе с тем на рынке существует жесткая конкуренция со стороны крупных транснациональных брендов, которые обладают существенно большими финансовыми возможностями, чем любой российский производитель, что позволяет им «покупать» долю рынка, длительное время поддерживая искусственно заниженные цены на определенные категории продукции. Им российский производитель может противопоставить лучшее знание отечественного рынка и более внимательное отношение к своим заказчикам. Если для западных компаний Россия лишь один из регионов, в котором они ведут бизнес, то для российских существует только наш рынок, поэтому каждый клиент для нас важен, и с каждым мы готовы работать индивидуально. Оптимизм в отношении нашего будущего вселяют и высокие темпы роста, которые демонстрирует российский ИТ-рынок в течение последнего года-двух. На мой взгляд, у крупных российских компаний есть все шансы занять еще большую долю растущего отечественного рынка.