Что ждет российский рынок ПК?
Автор: Александр Калинин, президент Национальной компьютерной корпорации, президент группы компаний «Аквариус»
После кризиса ландшафт рынка всегда меняется. Кризис выявляет, кто действительно сильный игрок, а кто слабый. Сильные игроки становятся крепче, слабые уходят с рынка. Компании, которые в обычных условиях кажутся благополучными, но имеют «червоточину», внутренний изъян, могут ослабить свои позиции. С другой стороны, кризис и особенно послекризисный период создают возможности для новых стартапов.
Среди компаний — производителей ПК и ноутбуков, вероятно, больше всего пострадают те, которые работают в СМБ или в рознице. У данной категории покупателей может не хватить средств на модернизацию компьютерного парка в малых офисах или дома.
Я думаю, что серьезно могут пострадать и компании, работающие на корпоративном рынке с частными структурами, которые будут сокращать ИТ-бюджеты. В результате пострадают продажи серверов, СХД и т. д.
Более уверенно себя чувствуют компании, работающие на рынке государственных поставок, есть ожидания, что бюджеты региональных и муниципальных потребителей сильно секвестированы не будут. С другой стороны, в этот сектор неизбежно устремятся компании из других сегментов рынка, что приведет к усилению конкуренции и заметному снижению маржинальности продаж.
Таковы основные рыночные предпосылки для прогноза ощутимого спада продаж ПК и ноутбуков и стабилизации продаж на рынке «тяжелого» оборудования.
Что касается изменения соотношения ПК и ноутбуков, то здесь прослеживается тенденция более глубокого характера, не связанная с кризисом. Со временем доля ноутбуков будет увеличиваться с одновременной эволюцией части ноутбуков в сторону нетбуков, ПК — в сторону моноблоков. В конечном итоге все определяется стоимостью чипа и операционной системы. Отдавая предпочтение продуктам иностранных компаний при одинаковых технических характеристиках, заказчик просто платит за бренд.
Изменит ли текущий кризис расстановку сил между международными брендами, российскими компаниями и «самосбором»? Все зависит от нескольких параметров: один из них — курс валют. Дешевый доллар позволял снижать цены на товары, которые производятся в странах, где эта валюта является расчетной. Сюда же, как ни странно, относились и страны Юго-Восточной Азии. Как будет влиять укрепление доллара на цену? Импорт станет более дорогим. Но одновременно это коснется и стоимости комплектующих.
Второй фактор — таможенный режим. В свое время у нас были запретительные пошлины на процессоры, но сейчас они отменены. В настоящее время обсуждается возможность увеличения пошлин на ввозимые готовые изделия, что приведет к росту цен на международные бренды в России.
И третий фактор. Если будет принята поправка к закону о госзакупках, в которых будет отдаваться преференция российским изделиям, то международные бренды из ряда тендеров выпадут (поскольку рынки потребительские и СМБ, скорее всего, сейчас охватит стагнация, то решающее значение останется за рынком госконтрактов). Видимо, в сегменте десктопов российские бренды окажутся вне конкуренции. То же касается младших и средних серверов отечественного производства — они собираются на тех же платформах, что и мировые бренды, но при этом отличаются большей гибкостью по срокам поставки.
В сегменте ноутбуков азиатские страны сейчас вне конкуренции. Ландшафт меняется, но доля ноутбуков в государственном секторе сильно расти не будет. Это удел частных и корпоративных пользователей. Существует конкуренция и между мировыми брендами. Скорее всего, расстановка изменится, некоторые изменения мы видим и сейчас: IBM из сегмента ноутбуков ушла, Siemens собирается выйти из альянса Fujitsu Siemens, так же пока не ясны перспективы запуска завода HP.
В жестких финансовых условиях доля «самосбора» неизбежно уменьшится — собирать компьютеры смогут компании, имеющие достаточный запас ликвидности. Российские бренды второго эшелона также либо займутся другими направлениями, либо уйдут с рынка, либо вынужденно пойдут на альянс с крупными российскими игроками и откажутся от сборки компьютеров под своей торговой маркой.
Успешно преодолеют кризис компании, располагающие большими финансовыми ресурсами. А в условиях потери ликвидности они есть только у крупнейших игроков, которым также приходится нелегко. Ведь кризис — это не равномерное снижение издержек на 20% за счет сокращения персонала, кризис — это когда убивают самые невыгодные направления, которые не дают должной отдачи или финансово емки.
Если говорить о стратегии продаж, то идеология холдинга НКК и «Аквариуса» всегда была построена на поддержке партнеров и развитии канала. Конечно, кризис накладывает определенные ограничения. Прежде всего это подразумевает усиление финансовой дисциплины, жесткое соблюдение сроков выдачи товарных кредитов и возврата средств, поощрение работы по предоплате, финансирование тех маркетинговых мероприятий, которые имеют практический выход.
В то же время, если играются крупные конкурсы или аукционы федерального значения, «Аквариус», конечно, не останется в стороне и будет участвовать либо самостоятельно, либо в альянсе с ведущими интеграторами. Но главная функция «Аквариуса» — быть вендором и минимально работать напрямую. Если мы строим канал, то мы в нем и работаем. Никогда работа тысячи офисных работников не заменит нам работу тысячи дилеров.
Главное качество вендора — это выполнение своих обязательств в полном объеме и в срок либо же своевременное информирование партнера о возникающих трудностях, т. е. четкость выполнения заказа. Вторая функция вендора сегодня — это финансовая поддержка партнера при условии жесткого соблюдения финансовой дисциплины с его стороны.
Сейчас как никогда важны такие свойства, как стабильность и устойчивость. Ранее имели значение инновации, дизайн, разноцветность изделия, сейчас — четкость выполнения обязательств, сроки отгрузки.
Для конечного заказчика важными критериями остаются качество изделия, репутация и история бренда. К слову, в следующем году «Аквариус» будет отмечать свое 20-летие.
Еще один фактор. Как известно, в большинстве случаев госзаказчики по аукционам осуществляют предоплату в размере 30%. Соответственно производитель техники должен иметь финансовую устойчивость, которая позволит ему выполнить обязательства по проекту, фактически авансировать реализацию проекта — купить комплектующие, собрать технику, доставить, подключить и только через некоторое время получить вложенные средства и некоторую прибыль. Поэтому финансовая устойчивость компании — важнейшее свойство для конечного потребителя.
Самое худшее и недальновидное в условиях кризиса — это ценовые войны, что никому не принесет дивидендов, а приведет к разбазариванию ресурсов.