Александр Калинин, «Аквариус»: «Компания стала совсем взрослой»
В этом году старейшему в России производителю ПК (сейчас, конечно. уже далеко не только ПК) — компании «Аквариус» исполняется 30 лет. О том, как изменилась сама компания и рынок, на котором она работает, о планах и тенденциях рассказывает Александр Калинин, президент «Аквариуса».
CRN/RE: В этом году Аквариусу исполняется 30 лет. Компания начинала как сборщик компьютеров, что изменилось за это время? Какие итоги можно подвести в этом году?
Александр Калинин: Компания стала совсем взрослой. «Аквариус» — одна из немногих компаний, начинавших еще в СССР, которая до сих работает на российском ИТ-рынке. Точнее говоря, когда компания начинала, ИТ-рынка как такового еще не было. В самом конце
CRN/RE: Как изменился ландшафт российского ИТ-рынка за последние годы?
А.К.: За эти 30 лет было уже несколько кризисов, после которых ландшафт менялся. Рынок становится более конкурентным. К сожалению, за последние пару лет ушло много известных, сильных, старых игроков. Новых вроде не появилось. Это говорит о том, что отрасль переживает не лучшие времена.
CRN/RE: Как себя чувствуют другие российские производители?
А.К.: За всех говорить не берусь, могу сказать только про ближайших нам конкурентов. Это компании «Депо Компьютерс» и «Крафтвей». Мне кажется, каждый из нас нашел свою нишу и работает в ней. Без этих компаний ландшафт был бы совсем плохой. Хотя мы конкуренты, мы понимаем, что играем в одной команде за российских ИТ-производителей. У нас общие проблемы: мы ведем диалог с властью о необходимости развивать собственную технологическую и производственную базу для выпуска стратегически важной ИТ-продукции уже не один десяток лет. Сейчас процесс наконец пошел более успешно. И это наша общая задача — отстоять рынок производства отечественной ИТ-продукции.
CRN/RE: Насколько инициативы правительства по импортозамещению в ИТ помогают российским ИТ-компаниям — производителям железа?
А.К.: На данном этапе, к сожалению, это больше лозунги и призывы, и рынок находится в стагнации. Но хорошая новость в том, что вектор развития задан. В нашей стране государство и государственные корпорации являются крупнейшими потребителями ИТ-сервисов и оборудования. Необходимо, чтобы в программе «Цифровая экономика» были приняты соответствующие документы, которые создадут спрос на продукцию российских производителей. Тогда этот тренд сможет вырасти в некий большой бизнес, и рынок начнет расти.
CRN/RE: В чем преимущество создания локального ИТ-бренда, нужен ли он вообще?
А.К.: Во-первых, локальный ИТ-бренд, как и любая другая компания, создает новые рабочие места в стране и притягивает к себе высококвалифицированный персонал. Но самое главное — мы решаем вопрос технологической и информационной безопасности нашей страны. В том числе, борясь с разными недекларированными возможностями, которые есть, как известно, в любой современной электронной аппаратуре. Возможно, для потребительского рынка это не так важно, но для корпоративных и тем более государственных заказчиков это критически важно.
CRN/RE: Возможно ли в России развитие своего локального ИТ-бренда, способного выйти на международный рынок?
А.К.: Для этого нужны огромные инвестиции и помощь государства. Например, нет ничего чудесного в том, что китайский Huawei, ровесник «Аквариуса», вышел в мировые лидеры. Он получает мощную поддержку от правительства КНР несмотря на то, что является частной компанией и работает в конкурентной среде.
Посмотрите, как благодаря реестру российского ПО оживилась разработка отечественного софта. Но в отношении «железа» пока приняты половинчатые меры, и они не нашли окончательного официального оформления. У нас тоже есть технологические лидеры, способные выйти на международный рынок, но они должны быть укреплены финансами и господдержкой, хотя бы моральной.
Нам не обязательно выходить на рынки Западной Европы. Есть ряд стран, которые не так сильны еще в ИТ, и при этом там живут сотни миллионов человек. Это те рынки, на которые российские производители могут выйти.
CRN/RE: Сейчас многие говорят о важности создания «доверенной среды» и защиты от киберугроз на уровне государственной безопасности. Что это значит для вашей компании?
А.К.: Вопрос безопасности — не праздный. Но он не решается отдельно от ИТ и от создания сложных систем. Тем более это актуально в разрезе создания и развития цифровой экономики в нашей стране.
Заказчик стал понимать, что чем более сложную систему он внедряет, тем больше внимания надо уделять кибербезопасности. Раньше ИБ рассматривали отдельно от ИТ, и у заказчика существовали даже разные подразделения, которые курируют одно и второе направление. Сейчас уже все понимают, что эти вопросы надо решать одновременно, и внедрять ИТ-системы, защита которых продумана еще на этапе проектирования.
CRN/RE: Как развивается ваш производственный комплекс? Есть планы по его расширению?
А.К.: Мы всегда занимались развитием Шуйского производственного комплекса. Производство с каждым годом становится все более технологичным и интересным, запускаются дополнительные мощности для новых типов продукции, внедряются современные методики и технологические процессы, закупается оборудование для улучшения контроля качества, проведения тестирования, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
Особенно это важно для разработки и производства комплектующих, чтобы обеспечить нужный уровень локализации оборудования для импортозамещения. На производстве работает автоматизированная линия монтажа плат, которая обеспечивает выпуск материнских плат, памяти и других компонентов для нашей продукции.
Есть планы по расширению и на текущий, и на следующий год, но все будет зависеть от ресурсов, которые мы сможем привлечь.
CRN/RE: Сколько вы инвестируете в развитие производственного комплекса?
А.К.: Мы не открываем цифры. Но это существенные для нас средства.
CRN/RE: Как развивается направление ОЕМ?
А.К.: ОЕМ одно из старых направлений нашей работы. С ЕМС (теперь DellEMC) мы сотрудничаем с 2005 года, а с Hewlett Packard с 2001 года. Практически по каждой линейке оборудования сегодня у нас есть серьезные ОЕМ-партнеры — это и СХД, и серверы, коммутаторы.
Теперь мы выборочно смотрим, с кем еще из зарубежных производителей выпускать ОЕМ-продукцию. В 2018 году успешно запустили проект по выпуску принтеров совместно с китайской компанией Pantum. Это очень крупный производитель печатающей техники и расходных материалов, что для нас и для рынка открывает определенные возможности.
Подготовительный процесс работы с Pantum, как и с другими ОЕМ-производителями, достаточно длительный, занял около года. Первая продукция была уже выпущена в прошлом году.
CRN/RE: Ваша новость про «первый российский ноутбук» вызвала бурное обсуждение в рунете. Оказывается, довольно большая часть населения была удивлена, что в России существуют свои ИТ-бренды. Но были и те, кто обвинял, что ничего российского в ноутбуке нет. Вы не комментировали эти обсуждения. Почему?
А.К.: Есть базовая вещь, о которой некоторые товарищи даже и не догадываются — международное разделение труда. Не хотелось бы вопросы технологий и регулирования этих процессов решать и обсуждать с аудиторией, которая рассматривает их не с точки зрения технологической, а с точки зрения политической. Поэтому мы не комментируем, а просто делаем свое дело и следуем тем трендам, которые существуют во всем мире.
Все стараются защитить своё информационное пространство, наше правительство тоже пытается это делать. Естественно, документы регуляторов не могут охватить все случаи жизни, есть какие-то пробелы. Но участвовать в дискуссиях на тему этих пробелов не хотелось бы. Мы считаем, что ИТ-инфраструктура должна быть защищенной, проверенной на недекларированные возможности, что обеспечивается только при условии производства на территории России. И мы делаем в этом направлении то, что от нас зависит.
Американские ноутбуки насколько американские? Они почти все изготовлены в КНР. Разработка ведется американскими фирмами, но необязательно на территории США. Эти фирмы мультинациональные.
Страны, которые хотят развивать собственную промышленность, а не просто покупать готовые изделия, инвестируют в создание хотя бы сборочных производств на своей территории.
CRN/RE: И последний вопрос: почему «Аквариус» не работает в рознице?
А.К.: Это не наш сегмент, мы фокусируемся на корпоративных продажах. Для розницы нужны другие решения, другие технологии, другая бизнес-модель.
В рознице тяжело конкурировать с многонациональными компаниями, которые часто пытаются захватить долю рынка любой ценой, вкладывают свои финансовые, маркетинговые ресурсы и используют неэкономические средства. Пусть они борются между собой.
Мы как начали работать с корпоративным сектором 30 лет назад, так и продолжаем идти в этом направлении. Здесь у нас серьезная экспертиза, опыт, партнерский канал, хорошая репутация у заказчиков. Этот год мы начали с того, что приняли новую партнерскую программу. Она должна сделать более эффективным общение между нами, как вендором, и нашими партнерами. Чтобы им было легче и выгоднее работать с заказчиками по нашему оборудованию. Уверены, что программа принесет хорошие результаты.
Источник: crn.ru