"Аквариус" сообщает свою официальную позицию в отношении участия в конкурсах на поставку продукции, проходивших на стыке 2014-2015 годов
Несмотря на давление, оказываемое со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС), компания «Аквариус» считает необходимым сообщить свою официальную позицию в отношении обвинений в неконкурентном поведении на конкурсах, прошедших на стыке 2014-2015 годов.
Конец 2014 года – период самой высокой волатильности рубля с момента дефолта 1998 года. В этой ситуации с момента подачи документов в конкурсы до момента электронных торгов ситуация менялась кардинально.
К примеру, в июле 2014 года курс был 34 рубля за доллар, в августе – 36, в сентябре – 37,9, в октябре – 40,8, в ноябре – 46, в декабре – 55, в январе 2015 – 65.
Валютный курс – это критически важный момент, т.к. все российские производители закупают компоненты за рубежом. «Аквариус», как и любой другой производитель ИТ-оборудования, также полностью зависит от закупок комплектующих за валюту.
Но «Аквариус» не закупает компоненты впрок, и вот почему: производственный комплекс компании работает по методике Just-in-time – это разработанная в Японии и признанная в мире методика организации производственного процесса, при которой производится именно то количество продукции, которое необходимо, и в минимальные сроки. Для этого существуют специальные процедуры принятия решения о выпуске продукции, размещения заказов поставщикам на компоненты, логистики поставок, организации производственных процессов, контроля производства продукции, документального сопровождения и отправки готовой продукции заказчику. Конкурентное преимущество «Аквариуса», в отличие от многих глобальных международных корпораций – работа под задачи заказчика. Мы не выпускаем готовые серийные решения на склад для последующей продажи, как большинство международных вендоров. Это значит, что мы разрабатываем платформы – каждое оборудование может иметь много вариантов конечного исполнения в зависимости от требуемых заказчиком параметров – объема памяти, количества процессоров и т.д. Это позволяет нам быть гибче, лучше реагировать на потребности заказчика и предлагать именно ту продукцию, которая ему необходима, при этом не навязывать ему лишние объемы памяти или технологии только потому, что они «есть у кого-то на складе».
Такие принципы работы, дружелюбность по отношению к потенциальным заказчикам позволяет нам быть конкурентоспособными в условиях высококонкурентного ИТ-рынка. При этом мы частная компания, «Аквариус» не имеет в числе учредителей государственные фонды и организации, не получает дотации от государства, ведет свою деятельность только на собственные вырученные средства и не может себе позволить работать в убыток – это означает оставить без зарплаты сотни своих сотрудников.
Возвращаясь к конкурсам конца 2014 года.
В России нет производства компонентов для ИТ продукции, поэтому все компоненты закупаются за валюту там же, где это делают все мировые вендоры – у производителей компонентов, которые находятся за рубежом. Подготовка предложения в конкурс - длительный процесс и огромная работа целого отдела, который в том числе собирает информацию от смежных подразделений (технических специалистов, отдела лицензирования, финансистов, юристов), а объем собранной документации может составлять сотни страниц. При подаче в конкурс на поставку суперкомпьютерного оборудования курс был 45 рублей, а через 5 дней во время торгов – уже 54, т.е. разница в 20%. При этом техусловия конкурса рассчитывались из еще более раннего курса, который был первые 8 месяцев 2014 года, – порядка 35 рублей за доллар. Если бы перед подачей заявки на тендер в компании могли предположить, что в декабре курс вырастет столь драматически, от участия в конкурсе отказались бы.
К сожалению, правила проведения конкурсов не предполагают возможности выхода из них (например, из-за возникновения критической ситуации на валютном рынке) на промежуточном этапе, до окончания торгов. Но во время торгов компания сама вправе решать, продолжать торги, уходя в глубокий убыток, или нет. «Аквариус» не мог уменьшать ставки, т.к. курс доллара в это время рос и был непредсказуем. Компания оказалась в тисках – либо получить убыток критического размера, либо прекратить снижать ставки и далее не участвовать в торгах.
А как бы поступили вы?